Задачи амбициозные, но вполне выполнимые

КиреевРазвитая сфера обслуживания населения – показатель экономического и социального благополучия региона. Основная задача управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области – создание необходимых для этого условий и, конечно же, улучшение качества обслуживания населения. Как будет дальше развиваться потребительский рынок региона? Какие цели стоят перед работниками отрасли в 2019 году? Ответы на эти и другие вопросы – в интервью с начальником управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области Киреевым Николаем Сергеевичем.

- Николай Сергеевич, потребительский рынок — это неотъемлемая часть нашей жизни. Поэтому для всех важны доступность и широкий выбор товаров и услуг, а также уровень обслуживания. Всё это — важный показатель качества жизни, которое в немалой степени зависит от развития потребительского рынка и тех, людей, которые работают в этой сфере. Обозначьте эффективность работы управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области в обеспечении стабильности в отрасли.

– Эффективная работа потребительского рынка – это повышение благосостояния жителей Липецкой области, поэтому мы прилагаем все усилия, чтобы наша работа достигала самых высоких показателей. Отмечу, что в целях повышения эффективности работы в начале 2019 года были обозначены целевые показатели по всем направлениям развития потребительского рынка региона. Это увеличение товарооборота и заработной платы в отрасли торговли, развитие заготовительной деятельности и кооперации в части создания эффективной товаропроводящей инфраструктуры, оказание государственных услуг по лицензированию, регулирование цен и тарифов. По каждому из направлений сотрудники управления несут персональную ответственность.
Наши сотрудники понимают, что мы все части одной цепи. Этого принципа мы придерживаемся в работе. Если сломается одно звено, рвется вся цепь. Так что персональные целевые показатели сотрудников управления не только дисциплинируют, но и работают на общий результат.

- Наверняка это результат правильно выстроенной политики внутри организации. Как удается добиться высоких показателей в работе?

– Главное в каждом деле – это хорошая команда. Для повышения спаянности в коллективе и, следовательно, эффективности его работы в прошлом году сотрудники управления коллективно посетили показ нашумевшей спортивной драмы «Движение вверх». Там особенно наглядно показано, как должна работать команда, чтобы дела шли хорошо.
Конечно же, каждому человеку важна мотивация. Ни что так не мотивирует, как моральное удовлетворение и денежное вознаграждение. Мы создали целевые показатели, позволяющие проанализировать ежемесячный объем работы каждого сотрудника. В конце месяца мы оцениваем результат и выносим решение о премировании, а солидную прибавку к зарплате хотят все. И еще очень важно хвалить своих работников, чтобы повышать их самооценку и уверенность в себе. Каждый месяц особо отличившимся мы высылаем благодарственные письма родителям и супругам.

- Такой подход сказывается на результатах?

Судите сами. С момента работы интернет-портала временно исполняющего обязанности главы администрации Липецкой области Игоря Артамонова из 1600 жалоб, которые поступили на данный сайт, всего 18 жалоб касались работы потребительского рынка. Это хороший показатель, и говорит он только о том, что мы работаем на опережение. Легче предупредить возникновение проблемы, чем устранять ее последствия. Тем не менее, нам есть еще к чему стремиться. Если в 2017 году целевых показателей нашей работы было чуть более 70, то в 2018 году уже свыше 100. В новом, 2019 году количество целевых задач управления возросло до 237. Они охватывают весь спектр сферы потребительского рынка Липецкой области.

- Замечу, что потребительский рынок – это высокая зона ответственности. От порядка на нем зависит благополучие и даже здоровье граждан. Какие службы и ведомства помогают в этой работе?

– Все службы и ведомства, которые работают на потребительском рынке – они с нами в команде. Со многими из них у нас заключены соглашения о взаимодействии. С Роспотребнадзором, Россельхознадзором и ветеринарной службой тесно сотрудничаем по вопросам качества и безопасности продуктов на полках магазинов. В 2017 году подписано соглашение о сотрудничестве со службой судебных приставов. Благодаря взаимодействию двух ведомств возросла взыскиваемость штрафов за нарушения в сфере потребительского рынка. Подобные соглашения будут заключены с налоговой службой и трудовой инспекцией. Подчеркну, эта большая команда работает на одну цель – интересы потребителей, кем является каждый из нас.

voroninaВ прошлом году работники торговли области установили несколько рекордов. Дважды, в августе и сентябре, Росстат зафиксировал в Липецкой области самую низкую в стране стоимость потребительской корзины. В рейтинге РФ по розничному товарообороту регион переместился с 22 на 14 место. По ЦФО вошел в четверку лидеров, оставив позади Белгородскую область. Впереди только Москва, Московская и Воронежская области. За 11 месяцев 2018 года оборот превысил 230 миллиардов рублей, а каждому жителю области продали товаров более чем на 200 тысяч рублей. О целях на 2019 год и путях их достижения – в интервью с первым заместителем начальника управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области Ворониной Людмилой Ивановной.

- Людмила Ивановна, товарооборот в регионе по итогам 2018 года вырос на 8 %, тогда как среднероссийский показатель увеличился на 5,5 %. За счет чего произошло резкое увеличение торгового оборота?

– Мы проанализировали структуру розничного товарооборота в Липецкой области и увидели, что самый высокий темп его роста был отмечен в крупных и средних торговых предприятиях – 114,4 %. Также товарооборот увеличился на рынках и ярмарках – с темпом роста 113,2 %. Это произошло за счет увеличения количества ярмарок, заполнения на рынках пустующих торговых мест, создания новых торговых мест – там, где в этом была необходимость. За 2018 год открыто 77 торговых объектов по реализации местной сельскохозяйственной продукции, 6 из них формата «магазин в магазине».
Наращиванию темпов роста объемов розничного товарооборота способствовало обеспечение населения области качественными недорогими товарами местных производителей, а также товарами, отмеченными российским Знаком качества. В конце года в магазинах области заметно расширился ассортимент таких товаров, что увеличило прибыль.
В итоге в прошлом году зафиксировано резкое увеличение торгового оборота в регионе на 8 %, тогда как среднероссийский показатель увеличился на 5,5 %. За 11 месяцев 2018 года оборот составил 231 млрд. 581 млн. руб., на душу населения 201339 руб.

- Рост товарооборота – это важный социально-экономический показатель. Это и открытие новых магазинов, рынков, и новые рабочие места, и дополнительные налоги в бюджет региона. Какие следующие шаги по увеличению розничного оборота?

– Следующие шаги связаны с решением таких проблемных вопросов, как развитие малых форматов торговли, увеличение количества рынков, повышение культуры обслуживания населения. В настоящее время в области существует 23 рынка – 6 сельскохозяйственных, 5 сельскохозяйственных кооперативных, 4 специализированных, 8 универсальных. В новом году планируется открытие 2 рынков в Тербунском и Измалковском районах. Сельскохозяйственные кооперативные рынки отсутствуют в Липецке, Воловском, Добровском, Елецком, Измалковском, Липецком, Становлянском районах. Наша задача заключается в том, чтобы кооперативные рынки были в каждом районе. Также в Липецке планируется строительство оптово-распределительного центра, где будут закупать сельскохозяйственную продукцию у заготовителей, личных подсобных хозяйств и затем реализовывать ее оптом как в наши торговые сети, так и в другие регионы. Сейчас мы ставим вопрос о выделении под него земельного участка.
На увеличении розничного товарооборота, несомненно, скажется совершенствование системы маркировки и прослеживаемости товаров, что даст полную прозрачность розницы. Сейчас обязательную маркировку проходят изделия из меха. В этом году среди таких товаров окажутся табачная продукция, лекарственные препараты, широкий список товаров легкой промышленности. Через 5 лет система национальной маркировки должна охватить все производства товаров.
Еще одно направление по увеличению розничного товарооборота – контроль за соблюдением федерального законодательства по применению контрольно-кассовой техники. Здесь мы будем тесно взаимодействовать с налоговой службой.
В 2019 году наращиванию темпов роста оборота розничной торговли будет способствовать обеспечение населения области качественными недорогими товарами местных производителей, а также товарами, отмеченными Знаком качества. Как уже говорилось, в конце года в магазинах области заметно расширился ассортимент таких товаров. Если ещё весной на полках липецких магазинов можно было найти порядка 30 товаров, которые достойно выдержали испытания Роскачества, то теперь их количество выросло в 4 раза. По статистике, эти торговые марки увеличили свои продажи в среднем на 40 %, что говорит о доверии граждан к качественной продукции российского производства, а также положительно сказывается на темпах роста товарооборота. К сожалению, не все торговые сети активно продвигают товары со Знаком качества. Они есть на полках, но никак не выделены. Покупатель просто не видит этот товар в сетях «Магнит» и «Пятерочка». Со всеми руководителями торговых сетей мы проведем рабочее совещание по продвижению товаров со Знаком качества.
Еще одно из направлений – развитие заготовительной деятельности. Сейчас в регионе насчитывается около 700 заготовителей, которые являются важным звеном по сбыту сельскохозяйственной продукции, произведенной малыми и средними хозяйствами. Основная цель заготовительной деятельности – наращивание объемов закупок при гарантированном сбыте. Это позволит стабильно развиваться потребительской кооперации и наполнить рынок экологически чистыми продуктами. Заготовительный оборот за 11 месяцев прошлого года увеличился на 64 % и составил почти 5 миллиардов рублей. В заготовительную деятельность вовлечено 123 тысячи личных подсобных хозяйств, что на 22 % больше аналогичного периода прошлого года. Плановый показатель на текущий год составляет 6,7 миллиардов рублей с темпом роста 130 %. Достижению этой цели будет способствовать создание в регионе закупочно-перерабатывающего цеха с последующей реализацией местной сельскохозяйственной продукции. Он появится в Задонском районе.

- Задача прошлого года – опередить Белгородскую область по розничному товарообороту – выполнена. Сможем ли в этом году обогнать Воронежскую область?

– Да, мы ставим перед собой такую цель. Как показывают расчеты, чтобы приблизиться к Воронежской области по розничному товарообороту, нам необходимо в 2019 году довести розничный товарооборот на душу населения как минимум до 234 тысяч рублей с темпом роста 105 %. Сейчас разница фактических значений розничного товарооборота на душу населения между Липецкой и Воронежской областями за январь-ноябрь составляет 12484 рубля. Думаю, те шаги по увеличению розничного оборота, о которых уже говорилось, будут способствовать скорейшему снижению этой разницы.

- Уже который год подряд цены на ряд социально значимых товаров в Липецкой области – самые низкие в стране. За счет чего удается стабилизировать цены?

– В Липецкой области цены на продукты питания находятся на особом контроле. Сотрудниками подведомственного учреждения – ОКУ «Агентство содействия развитию торговой деятельности» в ежедневном режиме, включая выходные и праздничные дни, проводится мониторинг цен на социально значимые продукты в торговых предприятиях на всей территории области. В прошедшем году было обследовано около 5,5 тысяч торговых предприятий, из которых 61 % в сельской местности.
Необходимо отметить, что в прошлом году с внедрением в работу интерактивной карты цен эффективность мониторинга повысилась. С помощью карты наши сотрудники выявляют факты завышения цен и незамедлительно выезжают на место для нормализации ситуации.
В большинстве случаев для снижения цен до экономически обоснованного уровня достаточно разъяснительной работы с руководством магазинов. Но нередко приходится направлять информацию о выявленных нарушениях в прокуратуру, антимонопольные органы. В прошедшем году по нашей инициативе прокуратурой и ФАС были проведены проверки ценообразования на картофель, мясо кур, капусту, яйцо, сахар.
Принимаемые меры позволили сохранить цены на социально значимые продукты в Липецкой области одними из самых низких не только в ЦФО, но и в России. В течение всего года по стоимости потребительской корзины наш регион находился в пятерке регионов-лидеров, а в августе и сентябре Росстат зафиксировал в Липецкой области самую низкую стоимость потребительской корзины среди 85 субъектов РФ. В наступившем году, несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране, цены на социально значимые продукты в нашей области остаются ниже, чем у соседей. Так, в январе Росстат зафиксировал в Липецкой области самые низкие в ЦФО цены на баранину, мороженую рыбу, масло подсолнечное, яйцо, хлеб.

- Один из способов сдерживания роста цен – областные ярмарки. Цены на них на 15-30 % ниже, чем в магазинах. Жители всегда с нетерпением ждут ближайшие ярмарки. Планируете ли в этом году увеличить их количество?

– Действительно, такой формат востребован жителями региона. У них есть возможность купить качественные, натуральные продукты питания без посредников, по ценам производителя. Главная особенность областных ярмарок – приоритетное участие в них производителей и переработчиков сельхозпродукции, заготовительных организаций, кооперативов, личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств области с продукцией собственного производства. С 2017 года функции организатора областных ярмарок переданы Областному казенному учреждению «Агентство содействия развитию торговой деятельности».
Областные ярмарки оформляются в едином стиле «Липецкие узоры» – на входе в ярмарку устанавливается красочная стилизованная арка. В единой цветовой гамме оформлены палатки, вывески, форменная одежда продавцов. На ярмарках демонстрируют свои достижения сельские поселения и муниципальные районы – выставляется продукция мастеров декоративно-прикладного творчества и народных промыслов, проводятся мастер-классы по кружевоплетению, ткацкому, гончарному делу, изготовлению романовской игрушки, художественной ковке. Работа каждой ярмарки сопровождается концертом творческих коллективов муниципальных образований, работают полевые кухни.
Если в 2016 году было проведено 137 областных ярмарок, то в 2017 году уже 280, а в 2018 году около 300.
В текущем году акцент будет сделан на увеличение количества тематических ярмарок не только в областном центре, но и в районах. А также на увеличение участников ярмарок – местных товаропроизводителей, кооперативов, заготовителей, фермеров и личных подсобных хозяйств. Будут проведены ярмарки сырные, клубничные, медовые, с наступлением весны пройдет ряд ярмарок по тематике: «Приусадебное хозяйство», «День садовода», «Товары для дома, сада и дачи», «Саженцы и кустарники плодово-ягодных культур» и другие.

- Как уже говорилось, областные ярмарки способствуют продвижению и сбыту местной продукции. В первую очередь сельхозпроизводителей, кооператоров, заготовителей, фермеров. Насколько широко представлены местные производители в регионе в федеральных, региональных сетях?

– Сегодня в предприятиях сетевой торговли достаточно широко представлена продукция региональных производителей. Так доля АО «ЛИМАК» (хлебобулочные изделия, кондитерские изделия, мука, макаронные изделия) на полках федеральных сетей составляет 90%, региональных – 99,5%. Около 70% в ассортименте ритейла занимает местная молочная продукция производителей «Лебедяньмолоко», «КузминкиМолоко», «Чаплыгинмолоко», «Дружба», «Перехвальский молочный завод». Достаточно широко представлена куриная продукция производителей «Экоптица» и «Куриное царство», яйцо «Экоптица», соки и детское питание заводов «Лебедянский», «Прогресс», липецкая минеральная вода, мороженое, яблоки и другое.

- Насколько легко и на каких условиях местный производитель может получить доступ на рынок или в другие форматы торговли? Как помогаете местным сельхозтоваропроизводителям реализовывать продукцию?

– В целях продвижения продукции местных товаропроизводителей проводятся торгово-закупочные сессии, совещания с участием руководителей федеральных и региональных сетей, производителей продуктов питания и переработчиков сельскохозяйственной продукции. Как результат, присутствие местных товаров в сетевых магазинах ежегодно расширяется. Так, в прошедшем году в федеральных сетях появилась молочная и колбасная продукция ГК «Кузминки», тепличные овощи под брендом «Долина овощей» из Данковского и Елецкого районов, сыры производства ООО «Раненбургъ» и ООО «Казанский луг».

- Каким образом сегодня регулируются цены на рынке товаров и услуг? Насколько защищен потребитель от необоснованного повышения цен и тарифов?

– К сожалению, законодательно не предусмотрено государственное регулирование розничных цен на продукты питания, но осуществляется государственное регулирование торговых надбавок на лекарственные препараты из перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП). К слову, который год подряд в Липецкой области удается сохранять стабильную ситуацию на фармацевтическом рынке. Цены на лекарства, включенные в перечень ЖНВЛП, в Липецкой области остаются одними из самых низких в Центральном федеральном округе.
Кроме того, управление устанавливает тарифы на перевозки пассажиров и багажа по муниципальным и межмуниципальным маршрутам области, железнодорожным транспортом в пригородном сообщении. Осуществляем расчеты размера платы за проведение техосмотра, устанавливаем предельно максимальные цены кадастровых работ, размеры сборов, взимаемых гостехнадзором, тарифы на перемещение и хранение транспортных средств на специализированных стоянках. За необоснованным повышением установленных государством тарифов ведется жесткий контроль. Виновные в их завышении привлекаются к административной ответственности, а граждане имеют право на взыскание в судебном порядке переплаченной денежной суммы сверх установленной платы. Мы должны защитить население от необоснованно завышенных тарифов, но при этом не ущемить интересы предпринимателей. Поэтому при установлении тарифа необходимо соблюдать баланс интересов.

- Повышение качества жизни населения невозможно без достойной оплаты труда. Какова среднестатистическая зарплата сотрудника в розничной торговле?

– За 11 месяцев 2018 года средняя заработная плата торгового работника составила 24412 рублей. Конечно, в крупных и средних торговых предприятиях она достигает 29000 рублей, а вот в малых форматах – едва доходит до 15000 рублей, есть и такие предприниматели, которые выплачивают сотрудникам 12000 рублей. Легализация заработной платы работников торговли на постоянном контроле. В 2018 году в управлении потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области в еженедельном режиме проводились совещания с руководителями, выплачивающими заработную плату ниже среднеотраслевого уровня. Информация о них направлялась в прокуратуру и трудовую инспекцию. И как следствие, заработная плата за год выросла на 2500 рублей. В рейтинге ЦФО по отрасли – это 10 место. Акцент в работе по увеличению уровня заработной платы в 2019 году будет сделан на усиление взаимодействия с прокуратурой области, налоговой, трудовой инспекцией. Спрос с работодателей будет бескомпромиссный. Задача на 2019 год увеличить заработную плату на 3000 рублей.

- Что делается для повышения престижа профессии работника торговли?

– Управлением потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области в 2018 году проводились областные конкурсы профессионального мастерства среди продавцов, парикмахеров, поваров. Главная цель – повышение качества и культуры обслуживания населения области, популяризация современных форм и новых видов обслуживания, выявление лучших через конкурсную оценку их достижений. В 2019 году проведение областных конкурсов профмастерства будет продолжено.

БукреевЭффективный государственный контроль является лучшим условием для формирования здоровой конкуренции и благоприятной среды для развития легального бизнеса. Это противодействие обороту контрафактной продукции, защита прав потребителя, пресечение нарушений правил торговли, алкогольного законодательства. В прошлом году управлением потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области возбуждено 2108 дел об административных правонарушениях. Сумма изъятых штрафов превысила 20 миллионов рублей. О борьбе с правонарушениями на потребительском рынке и задачах на 2019 год – в интервью с заместителем начальника управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области Букреевым Юрием Сергеевичем.

- Юрий Сергеевич, какие самые частые нарушения в сфере потребительского рынка региона выявляли в 2018 году?

– Результатом работы в части пресечения нарушений в 2018 году стало возбуждение 2108 дел об административных правонарушениях. Одними из основных направлений было пресечение незаконного оборота алкогольной продукции: продажа алкоголя в общепите «на вынос», в запрещенные дни, с нарушением порядка учета. Участились случаи продажи алкоголя без лицензии. В первую очередь, речь идет о фактах незаконной торговли контрафактным алкоголем в киосках города Липецка. Также, выявлены случаи оборота лома металла с грубыми нарушениями лицензионных требований. По сравнению с 2017 годом уменьшились случаи розничной продажи несовершеннолетним алкогольной продукции в 2,5 раза.

– Многие предприниматели считают, что алкоголь – двигатель торговли. Какие самые распространенные нарушения алкогольного законодательства? Много ли тех, кто пытается обойти дополнительные ограничения оборота алкогольной продукции?

– Активно велась работа по исполнению Закона Липецкой области от 29.12.2012 N 118-ОЗ «О регулировании вопросов, связанных с оборотом алкогольной продукции на территории Липецкой области», в соответствии с которым установлено 4 дня запрета на розничную продажу алкогольной продукции: “Последний звонок”, Международный день защиты детей, День молодежи, День знаний. В 2017 году по результатам выявленных правонарушений в запрещенные дни было составлено более 100 протоколов об административных правонарушениях по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ. В 2018 году данный показатель снизился до 35 протоколов.
В 2018 году работа в этом направлении была посвящена, в основном, предприятиям общественного питания. Так, в результате проводимого анализа продаж алкогольной продукции в предприятиях общественного питания, управлением был сделан вывод об аномально резких скачках продаж именно в запрещенные дни. Данный факт был изучен при проведении информационно-аналитического наблюдения 27 июня в День молодежи. Было установлено, что из 22-х предприятий общественного питания, которые реализовывали алкогольную продукцию, фактически услугу общественного питания не оказывали, другими словами – торговали «на вынос». В День знаний таких нарушений стало меньше, выявлено 16 фактов нарушений законодательства предприятиями общественного питания.
Следует также отметить общее снижение реализованной алкогольной продукции в дни запрета. Так в День молодежи этот показатель составлял 1873 бутылки или 1003 л., а в День знаний – 1587 бутылок или 757 л.
Общая эффективность работы прослеживается и в статистических данных, свидетельствующих, что уровень потребления алкогольной продукции в Липецкой области снижается. В 2013 году потребление учтенного алкоголя на душу населения составляло 7,3 литра, в 2017 году произошло снижение до 5,3 л, а только по итогам за первое полугодие 2018 году показатель уже снижен до 3 л на душу населения.
Отдельно хочется акцентировать внимание на реализации п. 7 ч. 1 статьи 5 Закона Липецкой области N 118-ОЗ, которым запрещается розничная продажа алкогольной продукции в стационарных торговых объектах без использования стационарного торгового оборудования, предназначенного для выкладки и демонстрации алкогольной продукции. Данное положение было введено Законом Липецкой области от 25.12.2017 N 146-ОЗ по инициативе управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области. Управлением с начала 2018 года возбуждены административные дела по 6 фактам нарушений вышеуказанных положений. Среди нарушителей такие организации как АО «Тандер», ООО «Ашан», ООО «Альфа-Владимир», АО «Корпорация Гринн», ООО «Торгсервис 36», ООО «Спектр», ООО «Метро Кэш энд Керри».

- За продажу крепкого алкоголя в киосках предусмотрены внушительные штрафы к предпринимателям. Они превышают 500 тысяч рублей и доходят до миллиона. Останавливает ли это продавцов?

– Большинство продавцов алкоголя «из-под прилавка» удалось остановить. Считая собственные средства на оплаченные штрафы, они уже пожалели о содеянном. Но остались еще те, кого даже крупные штрафы не останавливают. Для таких предпринимателей – самая действенная мера, это снос киоска. И перед администрацией города Липецка мы уже поставили вопрос о сносе киосков ИП Егоровой, ИП Журавлевой, ИП Пушилина. Безусловно, к этой мере добавляется штраф в 500 тыс. рублей, который назначен им уже не в первый раз.

- Какие еще направления, кроме незаконного оборота алкоголя, оказались наиболее проблемными в 2018 году?

– Безусловно, помимо работы в части сокращения нарушений на алкогольном рынке были затронуты вопросы работы рынков, ценообразования, благоустройства и, конечно же, самого проблемного участка – стихийной торговли. Структура административной практики в 2018 году сложилась следующим образом:
– пресечение нарушений в области ценообразования (работа статей: ч.1 ст. 14.6 КоАП РФ). Закон в данной части в 2018 году нарушили ООО «Интер», ООО «Диан», ППК «Черноземье»;
– пресечение нарушений при осуществлении деятельности ярмарок и рынков (ст. 6.3, 6.4, 6.5 КоАП Липецкой области) – ООО «Усмань-Рынок», ООО «Рынок», ИП Рустамова, ИП Атаманова, ССПК «Липецкий Амбар»;
– ликвидация стихийной торговли на территории Липецкой области (работа статей: ч.1, ч.2 ст. 6.2 КоАП Липецкой области).
По результатам проведенной работы по ликвидации стихийной торговли в бюджет взыскано административных штрафов с физических лиц на сумму более 900 тысяч рублей;
– соблюдение торговыми предприятиями правил благоустройства на территории Липецкой области (работа статей: 5,2, 5.3 КоАП Липецкой области). Работа велась совместно с административными комиссиями;
– оценка выполнения законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, а также выполнение требований при проведении плановых проверок (работа статей: 17.7 КоАП РФ, ч.1, ч.2 ст. 19.4.1 КоАП РФ).

- Какие задачи ставили в прошлом году. Всё ли удалось реализовать?

– Основными механизмами, повлекшими непосредственное обнаружение правонарушения и возбуждение дела об административном правонарушении в 2018 году явились:
1. Проведение информационно-аналитических наблюдений за рынком определенного товара, включающих в себя мониторинг цен – обследовано более 5000 предприятий торговли.
2. Проведение плановых проверок. За 12 месяцев 2018 года проведено 44 плановых проверок, 100% от числа запланированных. В результате возбуждено 11 дел об административных правонарушения по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, ст. 19.4.1 КоАП РФ, ст. 6.3 КоАП РФ.
3. Рассмотрение обращений граждан (более 200 обращений, связанных с незаконным оборотом алкогольной продукции). Негативным примером в данном случае является деятельность ИП Быковой А.А. в магазинах «Хмельник». Данный предприниматель фигурировал в жалобах граждан более 40 раз. По результатам рассмотрения жалоб были возбуждены дела об административных правонарушениях и направлены для рассмотрения в суд.
4. Рассмотрение материалов, поступивших от правоохранительных органов и связанных с нарушениями на потребительском рынке Липецкой области.
5. Взаимодействие с общественными организациями, а именно участие представителей общественной организации «Народный контроль» при проведении информационно-аналитических наблюдений сотрудниками управления в дни запрета на реализацию алкогольной продукции. Примером данной работы стало выявление нарушений, в том числе, в предприятиях общественного питания, связанные с реализацией алкоголя “на вынос” без вскрытия потребительской тары, а также без оказания услуг общественного питания. Данная позиция была поддержана мировыми судами (ИП Шорохов, ИП Ботина, ИП Суровяткин, ИП Трухина, ООО «Арт» и т.д.)
6. Взаимодействие с органами местного самоуправления – в части осуществления незаконного оборота алкогольной продукции в нестационарных торговых объектах (киосках).
7. Использование информационных технологий в работе в части анализа журнала розничных продаж алкогольной продукции посредством ЕГАИС. По результатам возбуждено более 200 дел об административных правонарушениях по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, а также ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ. Например, в части занижения регулируемых государством цен на алкогольную продукцию к ответственности были привлечены ООО «Лента», ООО «Держава», ООО «Акватория», ООО «Бастион», ООО «Агроторг», АО ТД «Перекресток», ООО «Орбита» г. Елец.
8. Взаимодействие с мировыми судами по истребованию постановлений и материалов по фактам продажи алкогольной продукции несовершеннолетним лицам – возбуждено и рассмотрено судами по протоколам управления 18 административных дел. Среди нарушителей, в том числе, лицензиаты – ООО «Шанс», ООО «Агроторг», ООО «Альфа-Рязань», ООО «Горячий хлеб», ООО «Мини Маркет Изумруд».

- Применялись ли какие-либо новые направления деятельности?

– Направления в нашей работе определены Положением об управлении и не менялись. Но подход в работе приходится искать постоянно новый. Контрольная работа требует постоянного отслеживания изменений законодательства и своевременного реагирования на нарушения. Как правило, есть те, кто пытается обойти закон в угоду своим корыстным целям. Поэтому, приходится искать постоянно новые подходы в работе. В 2018 году нами была организована совместная работа по выявлению фактов незаконных продаж совместно с представителями «Народного контроля». Для чего? Во-первых, чтобы исключить какое-либо сомнение в выявлении нарушения и возбуждении административного дела. Если раньше выявлять нарушения приходилось своими силами, то теперь это делают независимые лица, которые исключают предвзятость и заинтересованность. Во-вторых, такие контролеры – наши помощники в суде. Они не боятся подтвердить выявленное нарушение. Большинство людей, которые оставляют нам жалобы, просто боятся участвовать в контрольных закупках и ограничиваются только сообщением об имевшихся фактах правонарушений.
Помимо этого постоянно нарабатываем судебную практику по выявленным нарушениям. В прошлом году сформировали успешную судебную практику по пресечению продаж алкоголя «на вынос» в общепите и незаконных продаж без лицензии.

- Как в 2018 году работал принцип неотвратимости наказания?

– По итогам работы за 12 месяцев взыскано административных штрафов на сумму 20 млн. рублей, исполнено 1353 административных дела. Следует отметить, что работа в данном направлении велась, в том числе, в тандеме со службой судебных приставов. Благодаря активному сотрудничеству и реализации заключенного ранее соглашения о взаимодействии с вышеуказанным ведомством сумма взысканных административных штрафов за 12 месяцев 2018 года через УФССП России по Липецкой области составила 1,751 млн. рублей.

- Какие цели ставите на 2019 год?

– Быть на лидирующих позициях по эффективности государственного контроля. Но для нас эффективность – это наименьшее количество нарушений. Почему? Ведь денежные средства, которые были уплачены в счет штрафов юридическими лицами или предпринимателями, могли бы пойти на развитие своего бизнеса, увеличение заработной платы продавцам, закупку нового оборудования или товара. Но если нарушение имеет место быть, мы обязаны принять меры реагирования.

- По эффективности государственного контроля в сфере потребительского рынка достойно ли смотрится область на федеральном уровне?

– Результаты работы управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области отражены в анализе состояния розничных рынков продаж алкогольной продукции, предоставляемом Росалкогольрегулированием. По результатам оценки работы за 9 месяцев 2018 года Липецкая область по показателю «Полнота использования инструментов КоАП РФ» занимает 1 место в ЦФО, 2 место в РФ, по показателю «Работа органов исполнительной власти субъектов РФ по привлечению к административной ответственности в расчёте на 100 лицензированных точек розничной продажи алкогольной продукции (протоколов) – 1 место по ЦФО, 9 место по РФ.

349 - всего просмотров 4 - просмотров за сегодня
В целях недопущения искажения информации, размещенной на сайте Управления, при использовании текстов, фото- и видеоматериалов в электронных СМИ необходимо размещать гиперссылку на первоисточник.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>