Почему отказали перевозчикам

Стоимость проезда на всех видах пассажирского транспорта в регионе пока остается без изменений. Любые ценовые колебания в большую сторону здесь должны подкрепляться не просто экономическими расчетами, а еще и вести к повышению удовлетворенности людей, считает губернатор Игорь Артамонов.

Одно из неписанных правил рыночной экономики гласит, что стоимость определенного товара или услуги должна соответствовать их объективному качеству. Желание получить два рубля за продукт, красная цена которому рубль, конечно, может в краткосрочной перспективе привести к увеличению выручки, но при игре в долгую всегда приводит к утрате потребительской лояльности и создает питательную почву для конфликта интересов. Эта закономерность отчетливее всего проявляется в сферах, имеющих не только коммерческую, но и высокую социальную значимость, к которым относится и рынок пассажирских перевозок.

Понимания не нашли

В конце 2019 года 24 фирмы, занимающиеся в Липецкой области пассажирскими перевозками по городским и межмуниципальным маршрутам, обратились в региональное управление потребительского рынка и ценовой политики с заявлением об увеличении тарифов. По их мнению, действующие расценки больше не обеспечивают возмещения затрат.

Необходимость увеличения тарифов они, в частности, обосновывали ростом цен на топливо и смазочные материалы, запчасти, увеличением НДС с 18 до 20 процентов, дополнительными расходами на обеспечение транспортной безопасности, а также необходимостью обновления подвижного состава.

Перевозчики из Липецка, Грязей, Ельца, Данкова, Лебедяни, Усмани и Чаплыгина предложили увеличить тарифы на 20-30 процентов, или в среднем на пять рублей. Стоимость проезда по межмуниципальным маршрутам перевозчики считали целесообразным поднять на 30 процентов. Как при наличном расчете, так и при оплате транспортными картами.

Однако понимания со стороны региональной власти в этом вопросе транспортные компании не нашли. Губернатор Игорь Артамонов на своей странице Инстаграм, а потом и в СМИ пояснил, почему отказал перевозчикам в повышении тарифа.

— Считаю, что к вопросу обоснования стоимости надо подходить комплексно, — заявил глава региона. — ГСМ и запчасти действительно дорожают. Но и качество оказываемых услуг должно повышаться. А с этим у нас проблемы. Жалоб приходит много. Особенно на коммерческих перевозчиков в Липецке.

Собственно, на этом тему можно было бы закрыть или отложить до лучших для перевозчиков времен, но все-таки есть в этой истории моменты, в которых стоит разобраться подробнее.

Сначала стулья, потом деньги

Работающие в Липецкой области перевозчики, хоть и нацелены, как и любые другие хозяйствующие субъекты на извлечение прибыли, тем не менее, совершенно не похожи на безжалостных «акул капитализма», представлявшихся на советских карикатурах эдакими монстрами, тянущими руки в карманы трудящихся. Во-первых, все вместе они, безусловно, делают благое дело, оказывая людям совершенно незаменимую в современном мире услугу. Во-вторых, в иерархии современной экономики они являются не двигателями трендов, а, скорее, зависимыми участниками рынка. Именно по ним в первую очередь бьют нередкие для России колебания цен на топливо и запчасти. Кроме того, там работают простые водители, которые не меньше нас с вами хотят достойно зарабатывать и жить. На этом фоне просьба перевозчиков о повышении тарифа выглядит вполне мотивированной.

Другое дело, что мы с вами — пассажиры, не заинтересованы в том, чтобы платить больше только потому, что так хотят перевозчики. Или готовы, но только после того, как почувствуем разницу в качестве предоставляемых услуг. Иными словами, принцип монтера Мечникова из «12 стульев» в случае с пассажирскими перевозками работает строго наоборот. «Стулья» (как вариант чистые и удобные кресла) здесь всегда будут идти впереди денег.

А если сравнить?

Задача власти в этой связи — следить за тем, чтобы соблюдался баланс интересов пассажиров и перевозчиков. И этого пока удается добиваться. Начиная с 2015 года, в Липецке стоимость проезда пересматривалась всего дважды. В 2017 году ее повысили с 17 до 22 рублей при условии оплаты наличными. По транспортной карте тогда по-прежнему можно было ездить за 17 рублей. А в 2019 году — до 24 рублей при наличном расчете и до 19 — при безналичном. По минимальному уровню тарифов (19 рублей) Липецк среди 16 административных центров регионов ЦФО (кроме Москвы и Московской области) находится на 6-м месте, по максимальному уровню (24  рубля) — на 11-м.

Если брать межмуниципальные маршруты, по низшей тарифной планке (два рубля за пассажиро-километр при оплате транспортной картой) Липецкая область занимает 4-е место в ЦФО (опять, исключая Москву и Подмосковье), а по высшей (2,5 рубля при наличном расчете) — на 10-м.

Качество хромает

Но вернемся к проблеме, озвученной в самом начале. Претензии губернатора к качеству пассажирских перевозок в регионе и конкретно в Липецке, ставшие главным основанием для отказа в повышении тарифа, подкреплены жалобами, поступающими от граждан в профильные областные и городские структуры.

Нарекания липчан вызывают, в частности, техническое состояние автобусов, грязь в салонах, поведение водителей (курение в кабине, игра в «догонялки» с конкурентами, забывчивость при выдаче билетов в случае оплаты наличными) и другие моменты.

— Я часто сталкиваюсь с такими явлениями, когда езжу в автобусах, — говорит пенсионерка Галина Романова. — Особенно возмущает состояние кресел в некоторых салонах. Иногда бывает так, что место свободно, но на него невозможно сесть, потому что на сиденье либо засохшая грязь, либо оно опасно болтается. Не понимаю, как можно говорить о повышении стоимости проезда, если некоторые перевозчики не могут обеспечить самых элементарных условий.

При этом на всех уровнях уже многое сделано для того, чтобы ситуация изменилась. В каждом автобусе, выходящем на маршрут в Липецке, есть номер мобильного телефона, по которому гражданин может сообщить о нарушении правил дорожного движения или некорректном поведении водителя. Немало сигналов приходит через социальные сети, где есть страница городского департамента транспорта. Каждый из них отрабатывается, и если факт нарушения подтверждается, то водителя ждет штраф или выговор. Стараются в департаменте и следить за тем, чтобы на линию не отправлялись совсем неухоженные, грязные автобусы, но здесь любые усилия может перечеркнуть погода.

— Мы будем и дальше работать над улучшением качества обслуживания. — говорит председатель липецкого департамента транспорта Евгений Чекрыжов. — В том числе и с помощью жителей областного центра. Наша основная задача — сделать так, чтобы условия пассажирских перевозок в первую очередь соответствовали современным правилам безопасности и стандартам качества.

«Пряники» полагаются

Но ставить всех в один ряд неправильно. Как отмечают в областном управлении потребительского рынка и ценовой политики, за последнее время качество обслуживания пассажиров на муниципальных и межмуниципальных маршрутах в регионе в целом улучшилось. Многие перевозчики стараются работать клиенториентированно.

Существенно обновился и автобусный парк. В 2019 году на городские и межмуниципальные маршруты вышли 189 новых автобусов. Из них 24 приобрели коммерческие перевозчики, которым с недавнего времени до 20 процентов затрат на техническое перевооружение компенсируется в виде субсидий.

Если одни перевозчики стараются работать в интересах пассажиров и вкладываются в модернизацию подвижного состава, а другие ждут у моря погоды, стоит задуматься о том, чтобы поощрить первых и простимулировать вторых. В настоящее время у многих компаний, обратившихся с заявлением о повышении тарифов, истекают сроки договоров на оказание транспортных услуг. В связи с этим возможно перераспределение маршрутной сети.

С июля 2020 года перевозки будут осуществляться на основе муниципальных или государственных контрактов. Выбор перевозчиков на все регулярные маршруты будет проводиться по нормам законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг. Анонсированный смысл нововведения — сделать так, чтобы самые загруженные направления обслуживали перевозчики с хорошей репутацией.

По словам начальника регионального управления потребительского рынка и ценовой политики Юрия Букреева, это поможет сделать рынок перевозок прозрачнее, а также ускорит появление в области новых транспортных продуктов. Таких, как скидочная система, или введение льгот для студентов.

Не исключено, что после перераспределения маршрутов в регионе снова вернутся к теме тарифов. Участвуя в конкурсах за право обслуживать те или иные маршруты, перевозчики будут обязаны раскрывать подлинную информацию об экономической стороне своей деятельности, что даст областным структурам более полные данные для анализа. Но при любом развитии событий «стулья», как мы уже говорили выше, будут вначале денег. По крайней мере, как высказался Игорь Артамонов в одном телеинтервью, «грязные автобусы, гонки на дорогах и неработающие терминалы должны исчезнуть».

Юрий Букреев, начальник управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области:

— Тарифы на пассажирские перевозки в Липецкой области утверждаются, исходя из экономических показателей. Туда закладываются топливо, налоги, заработная плата и другие параметры, с которыми приходится иметь дело перевозчикам. Интересно, что из 56 компаний, работающих на этом рынке в нашем регионе, в управление с просьбой пересмотреть тариф обратились только 24. А если говорить только о Липецке, то всего два перевозчика из 21. Но опираться только на предоставленные ими данные некорректно по отношению к большинству. Получается, что повысив тариф при таком раскладе, мы просто обеспечили бы дополнительную прибыль тем, кто и так всем доволен. Важно только, чтобы все перевозчики находились в равных условиях.

Иван Погорелов, глава исполкома Общероссийского народного фронта в Липецкой области:

— Региональное отделение ОНФ систематически мониторит все вопросы, касающиеся качества жизни и защиты прав граждан. В феврале наши активисты через СМИ и соцсети провели опрос среди липчан о качестве пассажирских перевозок в городе. В нем приняло участие 444 респондента. Почти половина опрошенных — 44,9 процента — назвали работу транспорта неудовлетворительной. Особенно много нареканий вызвало техническое и санитарное состояние автобусов, грубая манера поведения водителей, невыдача билетов при оплате проезда наличными. Больше всего претензий липчане предъявили к частным перевозчикам. В этой связи решение главы администрации Липецкой области Игоря Артамонова об отказе в увеличении тарифа на проезд в общественном транспорте экспертам ОНФ представляется обоснованным и правильным.

 

Ссылка на источник

145 - всего просмотров 7 - просмотров за сегодня
В целях недопущения искажения информации, размещенной на сайте Управления, при использовании текстов, фото- и видеоматериалов в электронных СМИ необходимо размещать гиперссылку на первоисточник.

Один комментарий на “Почему отказали перевозчикам

  • 5 марта 2020 at 2:36
    Permalink

    В своем аккаунте в Инстаграм глава региона сообщил, что принял решение отказать перевозчикам в увеличении тарифа на проезд в общественном транспорте. Это касается как городских, так и внутриобластных перевозок. – ГСМ и запчасти действительно дорожают. Но и качество оказываемых услуг должно повышаться. А этого не происходит. В этих условиях предложение поднять тариф рассматривать преждевременно, – отчитался перед липчанами глава региона.

    Ответить

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>